0
16631
Газета Печатная версия

01.10.2023 18:19:00

Борьба за пост президента США: базовые сценарии

Вполне вероятно, что американскому "великому демократическому эксперименту" будет вынесен исторический вердикт

Владимир Васильев

Об авторе: Владимир Сергеевич Васильев – главный научный сотрудник Института США и Канады РАН.

Тэги: сша, президенсткие выборы, избирательная кампания, кандидаты, сценарии


сша, президенсткие выборы, избирательная кампания, кандидаты, сценарии Далеко не факт, что на выборах 2024 года повторится схватка Дональда Трампа и Джозефа Байдена. Фото Reuters

По давно устоявшейся американской традиции все президентские выборы политически активная часть Америки неизменно склонна относить к категории «эпохальных» и «переломных». Однако сравнительно рано начавшийся выборный цикл 2023–2024 годов действительно без преувеличения можно отнести к разряду судьбоносных. Беспрецедентная неопределенность исхода предстоящих президентских выборов порождает большое число возможных сценариев. И первым в этом списке стоит сценарий матча-реванша между действующим президентом Джозефом Байденом и его предшественником Дональдом Трампом.

Если бы президентские выборы состоялись в начале осени 2023 года, их бесспорными фаворитами явились бы именно эти политики. 46-го президента поддерживают 2/3 избирателей Демократической партии, а идущего за ним второго официального кандидата партии Роберта Кеннеди-младшего (1954 г.р.) всего 15%. Трампа поддерживает примерно 60% избирателей Республиканской партии, идущего за ним на втором месте губернатора Флориды Рона Десантиса (1978 г.р.) – 13%, бронзового призера симпатий республиканцев калифорнийского предпринимателя Вивека Рамасвами (1985 г.р.) – 8%, бывшего губернатора Южной Каролины Никки Хейли (1972 г.р.) – всего 5% избирателей.

Согласно последним опросам Байден и Трамп набирают примерно одинаковое количество голосов – 45–46%. В рамках статистической погрешности в 1% попеременно лидирует то один, то другой. Однако матч-реванш 81-летнего Байдена и 78-летнего Трампа, по сути, явится схваткой двух антирейтингов. 32% желающих видеть их участвующими в выборах противостоят 36% избирателей, придерживающихся противоположного мнения. Антирейтинг Байдена и Трампа формируют не только их взгляды, действия и возраст (первому в следующем году будет 81 год, второму – 78). Среди широких слоев американских избирателей распространена точка зрения, что соревнование между ними чревато конституционным кризисом в конце 2024 – начале 2025 года. Его вызовет непризнание результатов выборов, на которое может пойти любой из двух кандидатов. Признание своего поражения Байденом будет означать, что президентские выборы 2020 года были действительно сфальсифицированы, а Трампом – что ему потребовалось четыре года, чтобы смириться с очевидным для каждого демократа фактом, что его соперник победил в 2020 году в честной борьбе. Помимо всего прочего, признание Байденом своего проигрыша на президентских выборах 2024 года будет равносильно признанию того факта, что в течение всего срока пребывания у власти в период 2021–2025 годов Америкой руководил нелегитимный президент. Это открывает широкие возможности для Трампа и республиканцев по ускоренному демонтажу всего наследия демократов как во внутренней, так и внешней политике США.

В этой связи можно напомнить, что именно непризнание южными штатами итогов президентских выборов 1860 года и их победителя – президента-северянина Авраама Линкольна и явилось главным фактором начала Гражданской войны в США в 1861 году.

Новое вино и ветхие мехи: «цветные» республиканцы против «шоколадных» демократов

Постепенное выбывание двух политических тяжеловесов из президентской гонки – в случае Трампа из-за уголовных дел, а в случае Байдена по причине его физической и интеллектуальной немощи, а также вероятного процесса импичмента – само по себе явится социальным землетрясением запредельной магнитуды. Будет нанесен сокрушительный удар по «сакральности» института президентской власти в США как таковой.

Ведущую роль тогда могут сыграть кандидаты-демократы, которые пока находятся в тени политической гонки. По всей видимости, на политическую авансцену тут же выдвинется нынешний вице-президент США Камала Харрис (1964 г.р.). Она вряд ли станет итоговым кандидатом по причине ее низкого рейтинга даже среди избирателей-демократов: помимо всего прочего, она считается самым непопулярным вице-президентом США за последние 30 лет. Тем не менее Харрис вполне способна задать два фундаментально важных критерия для выбора кандидата от Демократической партии – гендерный и расово-этнический. Демократы вполне способны выдвинуть (так же как и в 2016 году) женщину. Чаще всего называют губернатора штата Мичиган Гретхен Уитмер (1971 г.р.), сенатора от штата Массачусетс Элизабет Уоррен (1949 г.р.), а также две «экзотические» фигуры – члена Палаты представителей Александрию Окасио-Кортес (1989 г.р.) и Мишель Обаму (1964 г.р.).

Республиканцы будут вынуждены ответить симметрично. В этом случае резко повышаются шансы Рона Десантиса, американца итальянского происхождения, а также Ники Хейли и Вивека Рамасвами с их индийскими корнями, равно как и афроамериканца – сенатора от Южной Каролины Тима Скотта (1965 г.р.). Борьба в партии резко сместится с идейно-идеологического поля (трамписты против старой рейганистской гвардии) на расово-этническую площадку, где, впрочем, республиканцы «трампистского призыва» (Десантис и Рамасвами) будут иметь преимущество перед рейганистами в лице Хейли (и в меньшей степени – Скотта).

Реализация этого сценария, по сути, означает, что все решится выбором закулисных политических элит, а не массами рядовых избирателей. Растущая хаотизация и неопределенность исхода президентских выборов породят значительную неопределенность в настроениях и умах большой части избирателей как демократов, так и республиканцев, чем вполне могут воспользоваться потенциальные кандидаты третьих политсил.

Возможный успех аутсайдеров

Начавшийся в США выборный цикл 2023–2024 годов проходит на фоне растущей разочарованности американских избирателей в двух ведущих политических партиях. В настоящее время 28% американских избирателей негативно относятся как к демократам, так и к республиканцам. Это самый высокий показатель за 30 лет; в середине 1990-х годов аналогичных взглядов придерживалось всего 6% американских избирателей. Демократическую партию в неблагоприятном свете воспринимают 60% избирателей, Республиканскую – 61% американцев, имеющих право голоса. 68% опрошенных американцев положительно оценивают перспективы большей роли третьих политических партий в современной политической системе США, хотя при этом 24% полагают, что третьи партии в еще большей степени затруднят решение наиболее острых политических и социально-экономических проблем Америки.

Эти данные являются важным отправным пунктом для набирающего обороты движения «Без ярлыков» (No Labels). Оно уже получило право у властей 10 американских штатов вносить фамилии своих кандидатов в избирательные бюллетени. При этом социологические обследования, выполненные по заказу руководства движения, показывают, что по меньшей мере 63% потенциальных избирателей открыты для поддержки кандидата третьей партии в восьми возможных ключевых для определения исхода президентских выборов штатах (Аризона, Джорджия, Флорида, Мичиган, Невада, Северная Каролина, Пенсильвания и Висконсин), особенно в том случае, если претендентами на Белый дом от Демократической и Республиканской партий будут Байден и Трамп. Сейчас возможным кандидатом на пост президента от движения «Без ярлыков» называется сенатор-демократ Джо Манчин.

Набирает популярность в Америке и профессор философии Гарвардского университета, афроамериканец Корнел Уэст (1953 г.р.), позиционирующий себя в качестве христианского социалиста, который будет добиваться выдвижения своей кандидатуры от Партии зеленых. В июне с.г., согласно опросу общественного мнения, в связке из трех кандидатов – Трампа, Байдена и Уэста последний набрал 4% голосов против 43% у Трампа и 42% у Байдена.

В истории США в 1968 году кандидат Независимой партии бывший губернатор Алабамы Джордж Уоллес, привлекший на свою сторону часть электората Демократической партии и победивший в пяти южных штатах, в немалой степени способствовал победе республиканца Ричарда Никсона над его соперником-демократом вице-президентом Хьюбертом Хэмфри. А в 1992 году кандидат Независимой партии бизнесмен Росс Перо, расколовший электоральную базу республиканцев и получивший поддержку примерно 19% избирателей, обеспечил победу кандидата демократов Билла Клинтона над переизбиравшимся на второй срок президентом-республиканцем Джорджем Бушем-старшим. В условиях растущей политической поляризации сценарий 1992 года вполне может повториться, хотя на предстоящих выборах главной жертвой может стать Демократическая партия.

Экономические потрясения как таран против демократов

Фундаментальной особенностью взаимосвязи экономики и президентских выборов в США является хорошо прослеживаемый на протяжении последних 100 лет железный закон. Находящаяся у руля исполнительной ветви власти партия терпит поражение в том случае, если экономический кризис приходится на год президентских выборов. В августе 2023 года Федеральная резервная система (ФРС) оценивала вероятность наступления экономической рецессии в США в течение ближайшего года в 60%. Это является самым высоким показателем подобного рода за последние 40 лет. ФРС планирует довести базовую ставку рефинансирования с нынешнего уровня в 5,25–5,5% до 5,6% к концу года, пытаясь любой ценой снизить уровень инфляции в США с нынешних 3,7 до 2,0%. Однако складывается впечатление, что в настоящее время ФРС под руководством ее председателя Джерома Пауэлла, назначенного на эту должность в 2018 году Трампом, отражая настроения финансовых кругов США, намеренно топит администрацию Байдена. Эта политика подобна той, которую в конце 1970-х годов избрал тогдашний председатель ФРС Пол Волкер. Тот, резко подняв базовую ставку рефинансирования в канун президентских выборов США, вверг в 1980 году американскую экономику в рецессию, подведя тем самым жирную черту под кейнсианско ориентированной демократической администрацией Джимми Картера и расчистив дорогу в Белый дом выражавшему интересы бизнес-сообщества республиканцу Рональду Рейгану.

От «черного лебедя» к «серому носорогу»

Финансово-экономический кризис 2007–2009 годов, внезапно обрушивший как американскую, так и мировую экономику, прочно закрепил в общественном сознании американцев представление о возможности появления «черного лебедя» – согласно теории, разработанной математиком Нассимом Талебом. Эта теория основана на метафоре. Ее смысл состоит в том, что может наступить совершенно непредвиденное событие, которое не вытекает из хода устоявшихся политических и социально-экономических процессов. Такое событие происходит, фигурально выражаясь, один раз в 100 лет, однако оно кардинально меняет траекторию общественного развития.

Близкой к ней является метафора «серого носорога», основанная на представлении о том, что политически активная часть общества видит и чувствует наступление какого-то кардинального события вселенских масштабов, но ничего не может сделать, чтобы предотвратить развитие ситуации по самому худшему сценарию. В условиях углубления политического хаоса и вакуума власти в Америке растут настроения в пользу появления не просто сильного, но авторитарного деятеля, который железной рукой наведет порядок и утвердит власть закона. В феврале 2023 года американские социологи с тревогой отметили, что не менее 50% демократов и не менее 90% республиканцев считают желательным появление такого лидера, который одновременно может быть наделен качествами Пророка и Мессии. Не исключается также и возможность либо государственного переворота, либо введения бессрочного чрезвычайного положения, которые могут осуществить органы федерального правительства, отвечающие за национальную безопасность, возможно под предлогом избежать сползания США к гражданской войне.

Все вышеперечисленные сценарии однозначно говорят в пользу того, что традиционные модели американских электоральных циклов, более или менее успешно действовавшие на протяжении периода после Второй мировой войны, в настоящее время мало применимы к анализу и выявлению тенденций развития политических процессов в американском обществе, в том числе и выборных кампаний. 


Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5134
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
3004
Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Геннадий Петров

Спецслужбы страны подозревают РФ во вмешательстве в ход нынешней избирательной кампании

0
2344
Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Сергей Никитин

США добиваются от Аргентины закрытия китайского спутникового центра

0
2685

Другие новости